Воскресенье, 12.05.2024, 18:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Учитель музыки Кисловская Ирина Анатольевна
Главная » 2019 » Февраль » 18 » Учёт полоролевых различий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
20:46
Учёт полоролевых различий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста


 

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на развитие личности.

По мнению учёных мальчики и девочки различаются:

- в физическом развитии и социальном поведении,

- в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях,

- в уровне достижений,

- в проявлении агрессии,

- в двигательной активности.

Таким образом, в своей работе музыкального руководителя ДОУ я проектирую индивидуальную траекторию музыкального развития мальчика или девочки, использую дифференцированный подход, не исключая совместную деятельность детей во время музыкального занятия.

Полоролевые различия воспитанников я учитываю с младшего возраста. Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Я распределяю роли для мальчиков и для девочек.

Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе и театрализацию. Наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я привлекаю педагогов, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. К подготовке спектаклей привлекаю родителей, тем самым, помогая сближению семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, старших и младших детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Таким образом, в рамках такой театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста закладываются основы половой идентичности. В развитии характерных мужских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают также такие средства как элементы мужских и женских костюмов.

Еще одним направлением в моей работе по данному вопросу является использование специфических музыкально – ритмических и танцевальных движений. Для мальчиков - резкие, четкие, солдатские. Для девочек - более плавные, спокойные (с платочками, листочками, снежинками, цветочками).  Учитываю полоролевые различия и при разучивании парных танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т. д.). Здесь осуществляется физическое развитие и понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость). Девочки становятся более нежными, изящными, легкими.

Существует ряд специфических различий у мальчиков и девочек в объяснении основных положениях в танце, технике и манере исполнения движений: Положение рук: у девочек - «на юбочке», у мальчиков - «на поясе». Специальные движения:

- для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки, покачивания с руками за спиной.  У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.

- У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы, взмахи руками. Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая.

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду я объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

Полоролевое различие воспитанников я учитываю и в игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.

На музыкальных занятиях я воспитываю у девочек и мальчиков добрые, нежные отношения друг к другу. В этом помогают песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках, которые развивают представления детей  о своём поле и формируют средствами музыки позитивное принятие своего пола. Детей очень привлекают музыкальные подвижные игры, такие как «Мальчики и девочки», «Фома», «Дядя Яков», «Как на тоненький ледок».. В них ярко проявляется полоролевое различие.

Слушая совместно с детьми музыкальные произведения (Чайковского, Шумана, Бетховена, Кабалевского), учу детей рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое, тем самым уточняя знания о характерных особенностях полоролевых проявлений. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков.

При формировании у детей певческих навыков я учитываю то, что мальчики дошкольного возраста имеют ограниченный диапазон правильной слуховой и вокальной координации и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т. е. они «поют, как говорят». Если попытаться расширить диапазон такого звучания, то появится фальшивый и некрасивый  «крикливый» звук. Учитывая данную особенность мальчиков, я использую упражнения, направленные на формирование их певческого голоса и вокально-слуховой координации: пропевание вокализов с четким артикулированием и выработкой контроля дыхания. Предлагая детям такие упражнения, я фиксирую их внимание на появившемся новом, светлом и легком тембре, на звучании голоса высоко в голове, «как у птички». Как результат – дети-«гудошники» обнаруживают музыкальный слух, широкий диапазон правильного певческого звукообразования.

В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если поют одни мальчики, их тембр отличается от тембра ансамбля девочек. Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т. е. распевание.

В своей работе музыкального руководителя ДОУ я стараюсь раскрыть и развивать музыкальные способности детей, данные им от природы, и для достижения этой цели учитываю своеобразие музыкального искусства и особенности самих дошкольников.  


 

Просмотров: 120 | Добавил: мир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz