Вторник, 14.08.2018, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS
  Музыкальный руководитель в детском саду                                                              Кисловская Ирина Анатольевна

«Определение одарённости дошкольников, её выявление, развитие и сопровождение»

(из опыта работы музыкального руководителя)

 

     Как определить одаренность, как её выявить, а потом развивать дальше? Нужно ли сопровождение одарённому человеку? Эта проблема интересовала людей еще много столетий назад.

     Читая жизнеописание высокоодарённых от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано:

- Так маленький Моцарт уже в 5 лет играл свои концерты для изысканной публики. Отец, видя уникальные способности сына, поставил своей задачей развить эти способности. Одарённость и упорный труд помогли юному музыканту достигнуть вершин своего таланта.

- Чайковский с раннего детства был погружён в мир звуков. Музыка преследовала его повсюду: в звуках природы за окном и в необычном голосе большого медного таза. Маленький Петя бросался к маме, восклицая: «Музыка! Кругом – одна музыка!» Заметив увлечение сына, мама с ранних лет занялась его музыкальным воспитанием. Особый природный дар, чуткое и бережное отношение взрослых к ребёнку подарили миру великого композитора, пианиста и дирижёра Петра Ильича Чайковского.

- Выдающиеся успехи в раннем детстве показали К. Брюллов, И.И. Мечников, В. Гюго, Ф. Шуберт, и этот список можно долго продолжать.

     Появление на свет одарённых людей происходило и продолжает иметь место во всех столетиях. Только каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо.

Сегодня в обществе новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими  способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

     Напомню, что в зависимости от преобладания того или иного уровня психической организации, который наиболее значим для конкретного вида деятельности, одарённость делится на:

1 Академическая одаренность

2 Творческая одаренность:

   - художественная;

   - музыкальная;

   - литературная;

   - конструкторская

3 Психомоторная одарённость:

    - спортивная;

    - хореографическая

4 Коммуникативная:

    - социально-личностная;

    - лидерская.

     По роду своей деятельности большое внимание я уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности. Подробнее остановлюсь на этапах проводимой мною работы.

     Первый этап – «Диагностика уровня развития способно­стей ребёнка и его индивидуальных особенностей». На данном этапе провожу диагностику по исследованию одаренности воспитанников детского сада. Работу веду по 3-м направлениям:

1) с педагогами – провожу беседы, анкетирование "Как распознать одаренность" по методике Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч; диагностику общей одарённости по А. Савенкову;

2) с детьми – осуществляю наблюдение в свободной деятельности, провожу индивидуальное тестирование, заполняю Карту выявления признаков музыкальной одарённости детей

3) с родителями  - это индивидуальные встречи-беседы, анкетирование на выявление склонностей и интересов детей по методике "Карта одаренности" Хаана и Каффа, делаю анализ полученных результатов.

     По результатам проведённой диагностики определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка использую для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в вокальный кружок детского сада «До-ми-соль-ка» по согласованию с родителями.

     Второй этап – «Построение индивидуального маршрута одарённого ребёнка». Он включает в себя определение целей, задач маршрута и времени, которое будет затрачено на их реализацию. Ребёнок и его родители становятся активными участниками этого этапа. На данном этапе разрабатывается календарно-тематический план, подбираются темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, формы занятий, приемы и методы, а так же формы определе­ния итогов. Проанализировав результаты диагностики, опираясь на содер­жание календарно-тематического плана, принимается решение о привлечении к работе с данным ребенком логопеда, психолога, инструктора по физкультуре, хореографа – таким образом происходит интеграция с другими специалистами. Каждый задействованный в реализации маршрута специалист планирует свою работу для достижения общей цели. В планы включается работа с родителями, мероприятия по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, по взаимодействию с социальными партнёрами (образовательными учреждениями города, включая доп. образование: детские сады, школы, ДТДМ, центр «Русинка», Дворец культуры и Концертный зал г. Волжского). На основе календарно-тематических планирований специалистов разрабатывается комплексное планирование сроком реализации на квартал.

     Третий этап - «Этап реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка». Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности и в любое время.В нашем детском саду индивидуальные занятия по маршруту я провожу 2 раза в неделю по 25 минут. Многолетняя практика музыкального воспитания в детском саду позволяет мне утверждать, что дети, имеющие задатки музыкальной одарённости, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – они с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

     Четвёртый этап - «Этап оценки успехов ребёнка, рефлексия». Способ оценки и самооценки успехов выбирается совместно с ребенком и родителями. Используются такие формы как:

-создание портфолио достижений ребёнка и его демонстрация на итоговом общем родительском собрании;

-конкурсы различных уровней 

-концерты;

-оформление в ДОУ стенда «Наши таланты».

 

     Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.

 

 



 


Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz