Воскресенье, 28.04.2024, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Учитель музыки Кисловская Ирина Анатольевна
Главная » 2019 » Декабрь » 11 » Хоровое пение в формировании личности ребёнка дошкольного возраста
12:50
Хоровое пение в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

Хоровое пение в формировании личности ребёнка дошкольного возраста

       Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Воспитание певческих  навыков  есть  одновременно  и воспитание человеческих чувств и эмоций.

   Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.  Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Пение является самым доступным видом детского исполнительства:  каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности.

Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка, его художественно-музыкальный вкус. Оно также является эффективнейшим средством воспитания инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Пение наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей дошкольников, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

    В ходе хоровых занятий у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память.

          Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить и в личностном развитии ребенка. Пение способствует  умственному развитию, так как раскрывает целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, уве­личивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлени­ях природы.

          Велико значение пения и в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат, улучшает кровообращение. Также пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: артикуляционные упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции .

             Стоит отметить, что часто пение детей крикливое, фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей, развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально. Поэтому искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками.

       В пении особенное внимание следует уделять дыханию. Часто вдох у детей  сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препят­ствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, можно использовать следующие приёмы контроля и самоконтроля: «Задуй свечку», «Снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

        Работу над звукообразованием следует начинать с распевания, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. При обучении пению детей хорош прием показа «эталона» певческого звука. Поэтому желательно использовать песни, игры, построенные по принципу «подражания», в которых, у детей с одной стороны есть воз­можность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается воз­можность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

         В основе обучения детей пению всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.

               В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре»

              Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма и дружбы.

       Хоровое пение помогает организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

      Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Именно хоровое пение, как искусство массовое, воспитывает в детях искренние чувства .

            Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К.Д. Ушинский: "В песне, а особенно хоровой, есть  не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство".

           Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

           Через хоровое пение дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

            Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка.

            Публичное выступление хорового коллектива на концертной сцене вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для участников хора

            Хоровое пение - искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного и творческого потенциала .Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания  и, как следствие, воспитания гармонично-развитого, духовно богатого человека!

Просмотров: 123 | Добавил: мир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz